Рекомендации
родителям по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
-Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому
общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так,
как его домашние.
- Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше,
чем может сказать.
- Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности
и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют
внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению
думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном,
речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
- Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти
органов чувств: видеть , слышать, трогать руками, пробовать на вкус,
чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать
о доме и местах, удалённых от него.
- Следует удивлять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние
семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнку к жизни общества
является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и
успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в
школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
- По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и
стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и
антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для
ребёнка реальные цели.
- Старайтесь, что бы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии
впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы
и желания.
- Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть
конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок
устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода»
из-за недостатка знаний.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и
взрослым, в первую очередь с матерью. Её материнская любовь вызывает у малыша
ответное тёплое чувство. Что может быть лучше, чем слова: «мама, ты меня
любишь, как своё сердце, а я люблю тебя как праздник».
Советы родителям
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!
- Радуйтесь Вашему малышу.
- Занимаясь уборкой или приготовлением
обеда, напевайте что-нибудь.
- Когда малыш может Вас слышать,
разговаривайте вслух сами с собой.
- Если Вы увидели, что ребенок что-то
делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
- Разговаривайте с ребенком заботливым,
успокаивающим, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с Вами разговаривает,
слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите четкие и жесткие требования
к ребенку.
- Говорите с малышом короткими фразами.
- В разговоре с ребенком называйте как
можно больше предметов.
- Ваши объяснения должны быть простыми и
понятными.
- Говорите медленно.
- Будьте терпеливы.
- Сначала спрашивайте "что";
"почему" спросите, когда малыш подрастет.
- Каждый день читайте ребенку.
- Поощряйте в ребенке стремление
задавать вопросы.
- Не скупитесь на награду: похвалу или
поцелуй.
- Поощряйте любопытство и воображение
Вашего малыша.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были
новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами
готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка,
пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
- Приобретите пластинки или кассеты с
записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и
снова.
- Помогите ребенку выучить его имя и
фамилию.
Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от
бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще
старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
- Посещайте специальные группы для
родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся
по соседству школах.
- Регулярно водите ребенка в библиотеку.
- Будьте примером для малыша: пусть он
видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- Не теряйте чувства юмора.
- Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то
занимаются вместе.
Не делайте!
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, -другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
- Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
- Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
- Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
- Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
- Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
- Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств ("Мама устала");
абстрактных рассуждений и объяснений.
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
- Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или