Рекомендации учителя-дефектолога родителям учащихся на лето.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии
на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года
знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное
– несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на
слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) -
помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить
одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут
скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или
дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую
память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками
можно описать время года;
- назови слово-предмет,
слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете:
какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое,
большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать
(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет,
распускается, вянет и т.д.
Развитие мелкой моторики
· Собирать, перебирать
ягоды;
· Выкладывать рисунки из
камней, шишек, спичек, круп;
· Играть с глиной, мокрым
песком;
· Играть с мячами и
мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
· Бросать и ловить летающие
тарелочки.
· Собирать мозаики,
конструкторы, пазлы;
· Перебирать крупы;
· Играть с пальчиками
(народные игры типа «Сорока»);
· Раскрашивать раскраски
цветными карандашами;
· Завинчивать гайки
(игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера;
· Лепить из пластилина,
пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух.
Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у
ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного
письма.
Обсуждайте прочитанное,
рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам,
что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите
его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли
книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в
бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Станьте ребенку другом и
помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только
при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка
заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить
в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
3. Не фиксировать внимание
на ошибках, а тактично исправить ребенка
4. Постоянно контролировать
речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка
называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.