Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения
психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание
аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое
характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения) Клинические проявления. Аутизм в МКБ Нарушения в социальном взаимодействии
1)
отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица,
неадекватное использование жестов;
2) неспособность к установлению дружеских
отношений на основе общих интересов, занятия и эмоций;
3)
отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в
моменты стресса или когда им плохо, 4)
отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие
попыток разделить свою радость с другими;
Нарушения в коммуникации
1) задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся
попыткой компенсировать это другими способами коммуникации, такими как жесты,
мимика и т. д.;
2) аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости,
ритме и интонации речи;
Стереотипные модели поведения и интересов
1) поглощенность стереотипными и
ограниченными интересами;
2) специфическая привязанность к определенным предметам;
3) настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и
заведенного установившегося порядка;
4) стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя
верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;
5) неспецифические действия с предметами (обнюхивание, ощупывание
поверхностей, слушание шумов, которые они производят);
6) расстройство по поводу незначительных изменений в окружающей
обстановке.
Клинико-психологическая классификация О.С.Никольской (1985 – 1987) выделены четыре основные группы РДА.
Основные критерии данной классификации: Характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой.
Классификация аутизма (Никольская О.С.):
Первая группа – полная отрешенность от происходящего;
Вторая группа – активное отвержение; Третья группа – захваченность
аутистическими интересами; Четвертая группа – чрезвычайная трудность организации
общения и взаимодействия.
Характеристики групп:
Первая группа РДА.
Полное отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд,добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения Дети не откликаются на просьбы,
ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть аффективная реакция – крик, самоагрессия. Аутизм таких детей самый глубокий, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.
Вторая форма РДА.
Дети второй группы более активны, чуть менее ранимы в контактах со средой.Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, двигательные стереотипии (бег, неспецифические действия с предметами. В речи они могут пользоваться эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована. Характерна избирательность в одежде, еде, вкусах.
Третья группа РДА.
Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям: это дети «звёзды», лицо ребенка наполнено выражением энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла. Дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Проявляют экстремальную
конфликтность. Присущи немотивированные страхи. Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи (многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника
Четвертая группа РДА.
Наиболее легкий вариант аутизма. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах.
Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи. Трудности сосредоточения и организации ребенка. Педантизм, повышенное пристрастие к порядку. Задержка психического развития в целом. Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека.
Причины РДА.
В начале 50-х годов возникла гипотеза о психогенном происхождении отклонения, но она не получила подтверждения. В настоящее
время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы.РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной
краснухи или туберозного склероза.
Коррекционно — развивающая работа:
Ведущие методы для всех групп аутистов:
— Холдинг терапия (терапия на коленках).
— Игровая терапия с аутичными детьми.
— Арттерапия.
Условия проведения коррекционной работы:
·
Взаимосвязь специалистов
·
Специально оборудованное помещение
·
Регулярные и постоянные занятия.
Особенности
коррекционной работы с аутичными детьми.
Первая группа: формируем взаимодействие с ребёнком.
Вторая группа: подстраиваемся под стереотипии.
Третья группа: вводим острые впечатления.
Четвёртая группа: снижаем привязанность к одному человеку.
Игровая терапия.
Игра дает возможность постоянной «разминки», тренировки ребенка в аффективном контакте со взрослым, объединения их внимания. Внесение эмоционального смысла, развитие сюжета расширяет представления ребенка об окружающем мире, отвлекает его от привычных способов аффективной аутостимуляции, формируя интерес к житейским событиям. В игре развивается произвольное внимание
ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом. Игра предоставляет возможность и специальной работы по развитию речи аутичного ребенка. И, наконец, игра является незаменимым способом
преодоления его аффективных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного поведения.
Арттерапия.
Цель занятий: не научить ребенка рисовать, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные
эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний. Рисование на стекле, зеркале дарит новые визуальные
впечатления и тактильные ощущения. Техника позволяет предотвратить появление тревожности и страхов, связанных с результатом деятельности.
Холдинг терапия (терапия на коленках).
Противопоказания:
— тяжелые соматические (острые или хронические) заболевания родителей или
ребенка. Изучая историю развития ребенка, следует, к примеру, обратить особое внимание
на наличие судорожных приступов в анамнезе — ситуация неполной семьи, когда в
семье нет отца, также исключает возможность холдинг-терапии. По этой же причине
категорический отказ отца от участия в холдинг-терапии делает ее невозможной;
— сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг-терапии.
В процессе игровой холдинг терапии формируется привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе.
Дополнительные факторы помогающие ребёнку с РДА:
Рассказы про «Вовочку» (вводим третье лицо и начинаем про него придумывать и озвучивать рассказы) Лечебный режим жизни (делаем «ленту жизни» (бытовые события в хронологическом порядке) картинки или фото, развешиваем для ребёнка в удобном
для него месте. Утром и вечером повторяем произошедшие события). Вводим ребёнка в детский коллектив. Для детей с РАС самой
подходящей средой будет та, где находятся дети – Даунятки (живые эмоции,высокая потребность в общении».
Аутисты-знатоки. Самым известным аутистом-знатоком, благодаря Голливуду, стал «человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана.
Прототип этого персонажа Ким Пик знает наизусть тысячи книг, его называют мегаученым, так как он гениален сразу в пятнадцати областях знаний. Почти четверть программистов Microsoft – люди с симптомами аутизма. У аутистов с сохраненными умственными способностями, а таких около трети, интеллект существенно выше среднего, но неумение общаться мешает им проявить себя.
Первым этапом психокоррекционной работы является этап индивидуальных занятий, хотя, для ребенка, посещающего детские учреждения или легко переносящих отрыв от матери возможно и включение в небольшую группу. На первых двух занятиях никаких целей,
кроме приучения ребенка к новому месту и незнакомому ему прежде взрослому, можно не ставить. Если первый контакт состоялся, на последующих занятиях можно начинать внедряться в личное поле ребенка с целью внесения изменений в поведение. Как правило, давление психолога вызывает аффективную реакцию у аутичного ребенка, важно, чтобы она была не слишком сильной, так как негативные
впечатления от занятия могут вызвать отказ продолжать взаимодействие. Кроме того, лучше, чтобы действия психолога, направленные на изменения приходились на первую часть занятия, а во второй половине можно заняться деятельностью, которую предпочитает ребенок, так как очень важно и для ребенка, и для его матери то, в каком настроении и состоянии он выходит после занятий. И то, и другое должно быть положительно окрашено. Недопустимо отдавать матери ребенка в состоянии аффекта, лучше ненамного увеличить длительность занятия.Начинать следует с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получить положительный опыт контакта. На начальной фазе развития (до двух лет) не было приобретено базовое доверие к миру, что явилось одним из пусковых механизмов
для развития аутичных тенденций. Наиважнейшая задача в терапии - вернуть утраченное доверие или вновь создать его. Чтобы на какой-то момент пропало отчуждение и возникло состояние совместного существования, которое совсем не обязательно озвучено ребенком, но проявляется в невербальном поведении. Необходимо установление партнерских отношений с ребенком, обращение к его
личности с тем, чтобы он мог осознать свои трудности. Чувство привязанности, симпатии, расположения к человеку создает ребенку другой положительный эмоциональный опыт, является дальнейшей основой для межличностных связей.Партнерские отношения возможны при любом уровне развития ребенка, если при этом терапевт не преследует свои цели, свои ожидания. Партнерские отношения - это двухсторонние отношения, поэтому аутичный ребенок способен воспроизводить партнерство в той степени, в которой терапевт может ему это партнерство предложить. Подавляющее большинство детей-аутистов (включая 1-ую группу) в состоянии увидеть терапевта уже при первом контакте. На осознание действительно требуется время. При первичном контакте необходимо создание поля 'мы'.Мне кажется необходимым владение первичным, доступным аутичному ребенку языком, как родителями, так и специалистами, работающими с ребенком. При этом возможности обычных людей в общении на первичном языке сильно ограничены, так как вся
система образования и воспитания строится на языке вторичном, который постепенно с возрастом замещает собой первичный практически полностью.Пробудить же мотивацию к общению у аутичного ребенка, особенно мутичного, можно, как мне кажется, только давая ему возможность хотя бы иногда, строить общение на доступном ему языке. Тогда он видит, что и взрослый готов идти на какое-то встречное взаимодействие.Для постоянного развития психологу необходима личностная вовлеченность. В работе с аутичными детьми, в силу их особенностей, очень трудно использовать общепринятые психотерапевтические техники. Многое зависит от того, насколько
гармонично развитой личностью является сам психолог, от того, не решает ли он свои проблемы посредством психотерапевтической практики. Можно не использовать в работе никаких техник, и быть эффективным, и наоборот, знать и применять на практике новейшие достижения психотерапии, и не добиться успеха. Психолог должен уметь фиксировать и понимать 'говорящий' взгляд ребенка. В нем могут
быть выражены разные чувства: агрессия, просьба поддержки, благодарность,удивление, понимание. При достаточной степени подготовки, общение с аутичными детьми возможно и без вербального контакта. Для того, чтобы быть успешным, психолог должен уметь воспринимать тонкие качественные различия в поведении и состоянии ребенка. Из поля его внимания не должны выпадать интонации, жесты, позы, модели поведения (как аутичного ребенка, так и его родителей).Общеизвестно, что 60-70% информации, получаемой при общении,является невербальной, несмотря на кажущееся вербальное наполнение. Доля эта у аутичных детей в большинству случаев неизмеримо больше. То, что первичным для терапии аутичного ребенка является установление атмосферы доверия и
безопасности, в настоящее время не вызывает ни у кого сомнений. При этом создание этой атмосферы ускоряется в несколько раз, если использовать первичный язык. Установление контакта возможно практически с первого занятия. Согласитесь что для ребенка, и так, в силу особенностей своего развития, живущего в хаотичном пугающем мире, очень важно общение с людьми на понятном для него языке, пусть и не общепринятом. Главное, что это прямой язык без оценивания, вне социально-нормативной окраски. В этом проявляется уважение к ребенку как к личности, пусть и несколько иначе организованной, способствует осознанию себя. Осознание себя ребенком как субъекта действующего и чувствующего возможно и у детей ниже 3-ей группы. Как именно он это для себя формулирует и формулирует ли
вербально вообще, сказать трудно. Это снимает многое вторичные проблемы, возникающие в процессе развития.Терапия открывает возможность для изменений.Мотивация может принимать разные формы, она может идти через развитие стереотипов (желание действовать в определенном месте определенным образом). В этом нет ничего криминального. Важно, чтобы развитие поведенческих стереотипов шло по пути усложнения. Развитие вообще имеет своей предпосылкой мотивацию. В терапии создается напряжение, связанное с тем, что привычные защиты становятся в новой ситуации неэффективны.Аутичный ребенок, которому в силу особенностей
своего развития не хватает базового доверия к окружающему, слишком часто имеет отрицательно эмоционально окрашенный личный опыт, что еще больше подрывает его возможности и веру в себя. Поэтому одной из главных задач терапии и является формирование личного положительного опыта общения. На первых этапах доступнее общение с аутичным партнером при руководстве психолога. Аутичный партнер менее критичен, чем здоровый ребенок и информирует об этом невербально и однозначно (недвусмысленно). Адекватные формы поведения лучше формируются на индивидуальных занятиях и на занятиях в паре. При занятиях групповой игровой
психотерапией в первую очередь речь идет о повышении уровня переносимости ребенком ситуации включенного общения, ситуации группового напряжения,конфликтов, неизбежно возникающих между потребностями аутичного ребенка и возможностью их немедленного удовлетворения. Очень ценным является для аутичного ребенка опыт пребывания в здоровой группе, наблюдение за обычными
детьми при поддерживающем и объясняющем партнере (это может быть родитель, психолог, социальный работник). Кроме того, группа призвана ликвидировать дефицит общения. Именно здесь ребенок в безопасных условиях получает опыт познания другого, имеет максимальную возможность получения позитивного опытаобщения, в то время, как в открытой среде даже успешно интегрированный в нее ребенок слишком часто получает негативный опыт, который не способствует повышению уверенности в себе и препятствует возникновению потребности в общении, скорее отвращает от него.Групповые занятия с аутичными детьми могут проводится с группами, сформированными по нескольким разным принципам: пола, возраста, уровня развития, количества и качества аутичных
проявлений. Хорошей моделью является группа, состоящая из двух подгрупп детей одного возраста, но разного уровня развития. Первыми приходят дети, у которых аутичное состояние более выражено, затем, через полчаса - их ровесники, аутичные проявления которых не настолько ярки. В течение получаса дети обеих подгрупп находятся в игровом зале вместе, затем более тяжелые дети уходят, и
занятие продолжается в течение получаса для легкой подгруппы. В чем преимущества такого подхода? Для группы более аутичных детей - это возможность предварительной адаптации в более комфортных условиях и при большем персональном внимании к каждому из них психологов-психотерапевтов и их помощников, а также более полное включение в атмосферу занятий. Далее, когда появляются их более развитые (или менее аутичные?) сверстники, они уже готовы к восприятию, пусть и частичному, которой уже владеют дети второй подгруппы. Для детей второй подгруппы - это возможность после несколько хаотичной и деструктивной обстановки, которую создают тяжело аутичные дети, полчаса провести в более комфортной атмосфере структурированной деятельности, гораздо менее аффективно окрашенной. При этом первые полчаса занятий важны для увеличения уровня переносимости дискомфорта (шума, агрессии и так далее). Для детей первой подгруппы встреча в игровом зале с более адаптированными аутичными сверстниками зачастую единственная возможность контакта с детьми, чей уровень развития значительно превышает их собственный. Такое же пересечение возможно и
между группами с одним уровнем адаптации, но различными по возрасту, тогда первыми приходят более младшие дети.Каждый ребенок в рамках игровой деятельности решает свою собственную задачу. Для одного достижением является возможность сосредоточенно наблюдать за чужой игрой при параллельном объяснении психологом происходящего. Для другого - это возможность спокойно играть и
комфортно чувствовать себя несмотря на пугающую обстановку, шум и отсутствие матери. Для третьего - возможность пусть точечных, но контактов с другими детьми под руководством психолога. Начиная с определенного этапа - это и возможность совместных ролевых игр и игр по правилам, а так же участие в группах, созданных для взаимодействия в других видах деятельности (обучение, рисование, музыка, кукольный театр).Совместное рисование всех членов группы на большом листе бумаги способствует развитию взаимодействия между детьми, установлению более тесных эмоциональных связей. Особенно полезно это для детей, испытывающих трудности в вербализации. На листе бумаги им гораздо легче выразить свои чувства. Любой опыт совместной деятельности бесценен для аутичного ребенка, для него это возможность быть вместе, несмотря на большое количество трудностей, испытываемых им при взаимодействии с окружающими. При
умелом руководстве психолога или арттерапевта аутичные дети способны создавать совместные композиции, отрабатывая в невербальной форме навыки построения отношений .Основная задача психолога в группе - не допускать возникновения и развития ситуаций, которые могут повлечь ущерб для здоровья ребенка. Он должен уметь вовремя распознавать и блокировать агрессивные и аффективные состояния у детей, а также использовать возникающее в процессе терапии групповое напряжение для конструктивных изменений в поведении детей, в восприятии ими себя и другого.Уровень профессиональной готовности психолога определяет его мотивация. Мотивы очень сильно меняются в процессе терапии, они должны осознаваться. При достаточном осознании и опыте работы можно говорить о
создании такого терапевтического альянса, когда появляется бытие с клиентом. Состояние бытия связано с созданием кажущейся неактивности. Если психолог активен, то он ведет ребенка за собой, не давая ему свободы, но это должно, как минимум, совпадать с его готовностью следовать.Независимо от того, с какими пациентами работает психолог, он должен обладать качествами, необходимыми для успешности терапевтического процесса. Психолог конгруэнтен в отношениях с пациентом, остается самим собой, со всеми присущими ему переживаниями. Переживает безусловно положительную оценку по отношению к пациенту. Безусловно положительно оценивать другого -значит оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают определенные его поступки. Психолог эмпатически воспринимает пациента. Знание субъективного мира пациента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его поведения и процесса изменения личности. Целесообразно на занятиях использовать методы и приемы нейропсихологии. Самое главное в работе психолога на первых этапах улучшить качество жизни ребенка и его семьи в целом устранить, по возможности уменьшить такие проявления как, агрессия, проблемы с питанием, навыки опрятности.