Актуальность
работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
( по материалам интернета)
В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно остро встает проблема осуществления своевременной психологически и педагогически обоснованной помощи детям,отстающим от возрастных норм развития. Задача поддержки детей с особыми образовательными потребностями чрезвычайно актуальна, так как большинство из них испытывают трудности в адаптации и социализации. Применение же
инновационных подходов в работе с данной категорией оказывает благоприятное воздействие на их обучение и воспитание. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью расти и развиваться. Дети с особыми образовательными потребностями на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта.
Своеобразие и развитие таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: из-за функциональной незрелости нервной системы, процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Такие дети, как правило, могут быть возбудимы, раздражительны, агрессивны, часто конфликтующими с детьми, либо наоборот, скованы, заторможены, пугливы, в результате чего
подвергаются насмешкам со стороны окружающих. Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями требуют особой формы учебной деятельности. Это обусловлено тем, что для детей с нарушениями познавательной деятельности характерно церебральность, проявляющая в повышенной истощаемостью, что не позволяет интенсифицировать учебный процесс. Присущие дефекты памяти требуют использования специальных приемов, способствующему лучшему запечатлению и направленному воспроизведению приобретаемых знаний.Значительного времени требует развитие мышления и речи. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предоставление материала, а именно индивидуализация. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может согласно исследованиям Джона Хэтти, 50% знаний учащихся зависит от них самих, 30% от преподавания.Учитель, зная и учитывая индивидуальные особенности детей, как рулевой должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли, должен обеспечить каждому оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы на основе дифференцированного обучения. На этапе усвоения индивидуализация обучения заключается в показе образа действия, развернутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задание частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у учащегося, и рекомендовать пути их преодоления. Подбор индивидуализированных заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегченные задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников лучше сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний нужно учитывать имеющиеся пробелы и предлагать задание на ранее изученный материал. По уровню развития детей с ЗПР, учащиеся могут быть разделены на три группы (высокий уровень развития А , средний уровень развития В, низкий уровень развития С), которым соответствуют различного типа задания. Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет(петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения.
Мир «особого» ребенка – интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка - безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, добродушен и
открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир «особого» ребенка… Он закрыт от глаз
чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Дифференциация в современном понимании - это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких либо особенностей для отдельного обучения. В традиционной системе обучения подход состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. Дифференцированный подход к учащимся во время
уроков осуществляется за счет:
*Дозирование индивидуальной образовательной
нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
*специальные виды помощи, а именно:
-демонстрационный материал;
-речевое регулирование;
-введение элементов программированного
обучения с использованием ИКТ и т.д.;
-два параллельных процесса: самостоятельная
работа учащихся, индивидуальный подход;
-при повторении материала применяется
методика свободного выбора разно уровневых задании.
Инновацией в работе с учащимися является самостоятельная работа с использованием интерактивной доски. Нестандартные уроки, занятие проводятся в форме игры, с элементами новизны, приемами инновационных технологии, что повышает интерес к занятиям, активизируетмыслительную деятельность и ведется с опорой на Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, с особыми образовательными потребностями, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. При обучении школьников с особыми образовательными потребностями такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей.