В настоящее врем отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами. Дети не умеют сравнивать, классифицировать, обобщать группы предметов, отмечается ограниченность словарного запаса, выраженная затруднениями в названии многих предметов, признаков, действий. Анализ и наблюдения показали, что появление
детей со схожими проблемами в течение длительного периода времени всё больше и больше. Больше всего страдает культура общения и активный словарь. Необходимым условием успешного обогащения активного словаря у детей с ОНР в сюжетно-ролевой игре или дидактической игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети могут использовать в игре предметы,которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем
недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо
градусника, а кубик вместо мыла.Очень эффективна работа в данном направлении,когда параллельно с работой специалиста - логопеда занимаются с ребенком дома.Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут ребенку существенно расширить активный словарь детей
«Что это?» Цель: учитьдетей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный
словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака. Ход игры:родитель показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем,указывая на одну из них, взрослый спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, родитель говорит сам и просит повторить за ним: «скажи: это кукла». 2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок.
«Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений,
учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно,развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход игры: Родитель: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Родитель: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Родитель: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Родитель:
Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.
3. Развитие сенсорного восприятия.
«Предмет и его изображение» Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о
сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик,треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход игры: родитель кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у
ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Взрослый, показывая на дощечку,спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит взрослый. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки. 4. Понятие о величине. «Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять
в активном словаре детей понятия «большой — маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи.Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход игры:взрослый ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а
эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький —едет в маленькой. Повтори!»
5. Понятие о цвете. «Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2–3 других;самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по
формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый,зеленый) из трех колец каждая. Ход игры: на столе стоят пирамидки. Родитель показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает.Взрослый предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка
поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.
6. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. «Птичка поет». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход игры: родитель показывает птичку, говорит: «Посмотри,какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет — пи-и, пи-и, пи-и».Родитель обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны.«Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Играть в такую игру нужно перед большим зеркалом.
7.Игры-разрядки. Основная роль игры-разрядки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении
различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим.Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения
зависят от уровня психоречевого развития ребенка. «Как прыгает зайчик?» Цель: способствовать
активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию,но и по инструкции. Развивать зрительно — слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход игры: родитель спрашивает: «Как прыгает зайка?». Ребенок сгибает руки в локтях, прижимает кулачки к груди и начинает прыгать на двух
ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг — скок, прыг — скок». В ходе игры взрослый следит за выполнением движений ребенком. «Ручки вверх и помашем ими» Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно — слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны —вот так. Ручки вниз. Ножками потопали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из — за стола и поиграть
вместе с ним.