Цель и задачи педагога-психолога в кабинете коррекции.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен, успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном детстве. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка.
Богатейшие возможности воплощаются в комплексной программе работы КГУ «Кабинета психолого-педагогической коррекции № 8, г. Атбасар, Атбасарского района» управления образования Акмолинской области
который находится при СШ № 4 г. Атбасара (далее КППК), под руководством Наймушиной Светланы Георгиевны.
КППК по своей структуре то учреждение, которое может решить многие проблемы, т.к. он объединяет спепциалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, инструктора ЛФК. Каждый ребёнок имеет возможность реализовать своё право на образование и получить при этом
необходимую ему специализированную помощь. КППК также исполняет роль консультативного центра. Это становится возможным потому, что в нем сконцентрированы специалисты разных профилей, и они могут оказывать специфическую консультативную помощь для детей с различными проблемами. Специалисты проводят
индивидуальные коррекционные занятия с неорганизованными и с детьми посещающими детские сады после прохождения областной ПМПК.
КППК оказывает комплексную помощь различным категориям детей от рождения до 18 лет с ограниченными возможностями в развитии.
Основной целью педагога – психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей и создание благоприятного психологического климата. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на
всех этапах детства.
В соответствии с поставленной целью педагог-психолог выполняет следующие задачи:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;
2. Развивать познавательную и игровую деятельность
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в кабинете коррекции;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям.
Для развивающего обучения важно не столько определение «нормы развития», сколько понимания «развития как нормы». Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удаётся переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребёнка, т.е. когда оно ориентируется не только на
возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Основная задача, которая решается при этом, заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, добиться полного усвоения КРП. Продолжительность занятий с ребенком с особыми образовательными потребностями составляет:
1) индивидуальные занятия – 20 - 30 минут;
2) групповые занятия для детей младшего дошкольного возраста от двух до пяти лет – 35-40 минут;
3) групповые занятия для детей старшего дошкольного от пяти до семи лет и школьного возраста от шести до восемнадцати лет – 35 минут.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять
такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Педагог-психолог использует в работе различные методики для привлечения внимания детей.
Ещё одной особенностью коррекционного процесса КППК является привлечение семьи к участию в
коррекционной работе - семейно-центрированный подход к организации коррекционного воздействия с родителями. В КППК встаёт вопрос привлечения родителей непосредственно к участию в развивающем обучении собственного ребёнка. Для проведения полноценной коррекционной работы помощь семьи необходима. В ходе общения с родителями проявляется ряд проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы привлечь семью к сотрудничеству с коррекционными педагогами.
Максимально возможное развитие детей с тяжелыми нарушениями интеллекта может быть достигнуто при соблюдении ряда условий. Одно из них – правильная организация его семейного воспитания.
Основное внимание родителей направляется на следующие стороны психического и физического развития ребенка: развитие общей и мелкой моторики; самообслуживание; умение подчиняться взрослым и выполнять
простые практические инструкции; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению; развитие речи; развитие элементарных трудовых навыков; привитие навыков культурного и
правильного поведения по отношению к окружающим.
Родителям на заметку: каждому ребенку должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких.
Педагог-психолог Д. Бимендина