Обучение ребенка
действиям самообслуживания и бытового труда - первейшая задача родителей.
Значение
самообслуживания в воспитании детей
·
Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более
приспособленным к жизни он вырастет.
·
У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делая за них то, что они
должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для
жизни в коллективе.
·
Обслуживая себя, ребенок начинает понимать цену заботам взрослых и,
постепенно начинает проявлять заботу о своих близких.
·
Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки
развивает у них самостоятельность, волю, уверенность
в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её
достижении.
·
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают
прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и
опрятности, привычки к самообслуживанию.
Рекомендации для развития
самостоятельности
·
Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не
просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он сделал то-то
и то-то.
·
Не делать за ребенка то, что он способен выполнить сам.
·
Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь,
займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете
нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет
больше повторять попытки.
·
Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть
доброжелательной.
·
Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать
можно только с его собственными достижениями.
·
Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия малыша
говорить, что, у тебя получится, ты справишься - ребенок будет настроен на
успех.
·
Маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о
них. Можно использовать специальные напоминали. Например, повесить на дверях
картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том,
что пора полить цветы.
·
Единство требований взрослых (в семье и дошкольной
организации).
·
Громадное значение в обучении самостоятельности играет личный пример.
·
Работа должна быть по силам малыша.
Дети младшего возраста
должны уметь:
·
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно
пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без
напоминания вешать его на отведённое место.
·
Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать
надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы
застёгивать, расстёгивать.
·
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться
за помощью к взрослому.
·
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
·
Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
·
Правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой).
·
Убирать после игры наместо игрушки, книжки.