Обучение социально-бытовым навыкам
При развитии навыков социально-бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами
домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку,вести разговор по телефону, правильно набирать номер. Обязательно нужно стимулировать и поощирять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать
возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть. Организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей
Формирование навыков еды
Во время еды дети учатся брать из тарелки мелкое печенье, им предлагаются фрукты и сок. Предложить малышу попросить еду и стараться получить ответ. Во время еды, помимо закрепленных навыков самообслуживания, малыш учится вытирать рот салфеткой, поев - убирать за собой посуду, складывать ее в специально
предназначенное для этого место.
Формирование навыков умывания
При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.
Формирование навыков одевания
Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.