2 апреля - всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был учрежден резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21 января 2008 года в целях привлечения внимания к проблемам детей аутистов.
Цель этой даты - подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим аутизмом. Предполагается, специализированные государственные и общественные организации должны посвящать распространению информацию об этом заболевании - например, проводить лекции или выпускать буклеты. В этот день во всем мире по телевидению показывают ролики социальной рекламы, проводятся конференции по аутизму, на которых специалисты и родители аутичных детей имеют возможность рассказать обществу об аутизме как о глобальной проблеме.
В день распространения информации об аутизме по всему миру зажигаются синие огни. Синим светом подсвечиваются здания, памятники, мосты и другие постройки в разных городах. Много семей по всему миру вечером погасят свет и зажгут синие фонари у себя дома.
«Мы зажигаем синие фонари, чтобы пролить свет на аутизм и
привлечь внимание к проблемам детей с этой болезнью».
Что такое аутизм - тяжелый недуг, «Чума XXI века» или все-таки особенность
психического развития человека? Название болезни происходит от греческого слова
autos — сам. То есть аутенок находится сам в себе, отгорожен от
окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее
реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность
деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
Каковы причины аутизма? Некоторые предполагают, что это происходит в
результате хромосомных перестроек, другие выясняют, не лежат ли причины в
сопутствующих заболеваниях или окружении ребенка. Многие родители
считают, что аутизм вызывают детские вакцины.
Кто подвержен аутизму? Аутизм встречается у людей всех национальностей,
культур, религий и социального происхождения.
Кто такие аутисты, в каком мире они живут, и почему большинство
аутистов –мальчики?
Точного ответа на эти вопросы до сих пор нет.
Аутизм – заболевание более распространенное, чем многие думают. Еще 30 лет
назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 000 человек, сейчас детей с аутизмом
рождается 1 на 90-100 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше,
чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.
Большинство людей и не слышали, что означает этот
термин. Когда родители узнают, что у ребенка аутизм,
зачастую многие не знают, как его преодолеть. У них
нет понимания, что необходимо сразу начинать работу по преодолению проблем в
поведении и развитии у ребенка, вызванных аутизмом. Зачастую такие
проявления списывают на возрастные особенности, либо неправильно диагностируют
и ставят совершенно противоположный диагноз. Но аутизм это сложное
состояние, как правило, сочетающее в себе несколько самостоятельных
нарушений. Редко встретишь ребенка, у которого наблюдаются лишь отдельные
симптомы раннего детского аутизма (РДА). Как правило, на практике
встречаются дети, у которых наблюдаются сочетанные нарушения. Не
существует «типичного аутиста» - каждый случай аутизма
уникален. У таких людей наблюдается множество различных
проявлений аутизма, от легких до тяжелых.
У таких детей может отсутствовать речь совсем, или же они могут часами повторять
любимую фразу, цитировать мультфильмы и стихи. Часто они боятся и
избегают изменений. Им страшно смотреть в глаза собеседнику, тяжело
находиться в местах большого скопления людей, резкие звуки и яркий свет
вызывают у них острую боль. Они родились в нашем мире, но они не
приспособлены к нему. От страха перед внешним миром они могут
кричать, махать руками, падать на землю и бежать, куда глаза глядят, пугая
окружающих своим поведением. Они ведут себя так не потому, что они
невоспитанные. Пожалуйста, проявите терпимость, отнеситесь к ним с
пониманием.
Долгое время эта загадочная болезнь считалась неизлечимой. Однако уже
сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. В
большинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения и
упорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической
коррекции по 30-40 часов в неделю. Благодаря этому сотни семей
получили надежду на исцеление и полноценную жизнь. Аутичные расстройства
очень хорошо поддаются коррекции при правильно организованной
и своевременно начатой терапии. Самые значительные успехи
наблюдаются при раннем (до 3-х лет) установлении диагноза и начале
реабилитации ребёнка. Чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи,
тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок
будет успешнее в жизни. Аутисты – талантливые и одаренные люди, среди них
много потенциальных гениев, но реализованных – единицы.
Самое главное в общении с аутятами - любовь. Не нужно
бояться проявлять к детям - аутистам свои чувства - любовь и понимание не могут
им помешать. Но нужно быть готовым к тому, что ребенок не всегда ответит
так, как хотелось бы. Нужно быть готовым к непредвиденным
обстоятельствам и разнообразным трудностям. Детей с аутизмом не нужно
жалеть, им нужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они
просто другие, но им тоже нужно дать шанс любить, мыслить, учиться, мечтать.
Семья, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом, часто попадает в социальную
изоляцию и сталкивается с неприязнью, непониманием со стороны
окружающих. Аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто
избалованного, капризного, невоспитанного сорванца. Непонимание,
недоброжелательность и даже отторжение окружающими увеличивают страх ребёнка и
его родителей перед появлением в общественных местах, усложняя и без того тяжёлое
душевное состояние семьи.
Тем не менее, эти проблемы вполне преодолимы. Мировая практика показывает, что
только государственная система помощи позволяет значительно снизить в
дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. И даже получить экономическую
выгоду. Ведь у нас таких детей не меньше чем в других
странах, но говорят и пишут о них в десятки раз меньше. Поддержите их!
Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка,
орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле
вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на
него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему
способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его
маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания
или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно - это просто
понимание, а иногда - элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная
дверь или поданная сумка.
Задача нашего общества – протянуть руку помощи особым
детям
и помочь им адаптироваться в нашем мире!